19 Октября 2016

Как мы тестируем сотрудников

Роксана Сабитова

Многие при приеме на работу тестируют соискателей, чтобы на входе отсеять «мусор».

Идея кажется заманчивой. Незачем ломать голову: машина проанализировала кандидатов и выдала красивую бумажку с графиками и таблицами.

А кадровику остается только посмотреть, какая шкала больше. Какие сотрудники нужны? Общительные? Усидчивые? Стрессоустойчивые? Не вопрос. Сегодня есть тесты на любой случай жизни.

Но получите ли вы реальную картинку?

Навигаторский HR-менеджер Роксана Сабитова расскажет об этом.

Какие тесты мы используем

Новичкам мы даем пройти пакет тестов – это входит в квест по вводному инструктажу.

Последовательно расскажу о каждом тесте.

Тест №1. MBTI

Тест основан на типологии психиатра Юнга, дополненной Майерс и Бриггс. Он показывает, как человек воспринимает и обрабатывает информацию.

Результат – пятибуквенный код, например, INTJ-A.

Буквы означают:

  • Разум (как человек общается).
    Интроверты (I) работают в одиночку. Экстраверты (E) – наоборот.
  • Энергия (как видит мир).
    Интуитивные люди (N) доверяют чутью, реалисты (S) оперируют фактами.
  • Натура (как принимает решения).
    Для логиков (T) важны доводы разума. Чувствительные натуры (F) лучше подстраиваются под собеседника и понимают его переживания.
  • Тактика (как работает).
    Планирующие (J) мыслят последовательно и структурно. Ищущие (P) импровизируют на ходу.
  • Идентичность (насколько уверен в своих способностях и умениях).
    Тип (A) уверенны в себе, расслаблены и не беспокоятся по пустякам. (T) – осторожные, легко обижаются и заботятся о своем имидже.

Вместе со шкалами вы получаете подробное описание типа личности.

Что это дает?

Я вижу общую картину личности. Конечно, приближенную, но тем не менее основные маркеры обозначены. И затем сравниваю результаты с портретом кандидата на вакансию.

Хорошие продавцы чаще всего ориентированы на чувственное восприятие. Такой человек хорошо понимает других людей, улавливает нюансы в перемене настроения. А если он и импровизатор, то легко справится с неожиданными ситуациями, которых в работе продавца хоть отбавляй. Трудно сказать, лучше брать экстравертов или интровертов, это зависит скорее от типа продаж. В Навигаторе, например, сложный продукт и длинные продажи, поэтому задерживаются спокойные, тактичные, сосредоточенные на работе люди.

А вот на должность помощника руководителя я скорее выберу интроверта, организованного и логичного. Помощнику нужно помнить кучу мелочей. Часто руководители бросают задачи на ходу, и если он недостаточно собран, все эти поручения потеряются в воздухе.

Ссылка на тест: тыц.

Тест №2. IQ

Основная задача теста IQ – понять, насколько человек хорошо понимает формальную логику.

Для продавцов это важно, потому что они должны уметь связывать свои результаты со своими действиями. Если объяснять на пальцах: кому я должен сегодня позвонить? Сколько сделок в неделю должен заключить?

Но это же очевидно!

Я сталкивалась в практике с людьми, которым действительно сложно выстраивать причинно-следственную связь. Это не означает клинический случай, это просто особенность мышления. И лучше, если его руководитель будет знать заранее, какие моменты стоит разжевать сотруднику.

Вот такой короткий вывод вы получите после тестирования:

Онлайн-тест никогда не выдаст точный результат, особенно если вы не контролируете обстановку, в которой человек проходит тест. Здесь имеет значение даже то, какую музыку он слушает параллельно (а вообще он, строго говоря, не должен этого делать).

Поэтому не стоит безропотно доверять баллам, полагайтесь на здравый смысл. А тест – только подсказка.

Ссылка на тест: тыц.

Тест №3. Роли в команде

Каждый человек играет определенную роль в команде. Есть лидеры, организаторы, исполнители.

И каждая профессия подразумевает роль: организаторы всегда в тени, руководители – центральные фигуры компании. Важно, чтобы вы подбирали на определенную вакансию человека с подходящей ролью.

Роли по Рэймонду Белбину: Исполнитель, Мыслитель, Председатель, Формирователь, Разведчик, Оценщик, Коллективист, Доводчик.

Результат тестирования выглядит так:

Далее дается подробная расшифровка. Основная роль в этом случае – Формирователь. Это лидер, человек, который вдохновляет команду и при необходимости может давить на людей.

Поддерживающая роль – Разведчик. Генератор идей, хорошо собирает идеи из разных фрагментов и развивает чужие предложения.

Оцените, какую роль должен играть будущий сотрудник в вашей команде: мотивировать, воплощать идеи в жизнь или налаживать связи с внешним миром. И от этого уже отталкивайтесь при выборе кандидата.

Ссылка на тест: тыц.

Тест №4. Motype

Я хочу дополнительно посоветовать еще один тест. В Навигаторе мы его не используем, но раньше я постоянно с ним работала.

Motype показывает, что для человека важно в работе (деньги, одобрение, признание, причастность к стае), как нужно мотивировать работника и какая мотивация категорически запрещена.

Перед таблицей дается подробная расшифровка значений. В данном случае мы видим сотрудника с профессиональным профилем (самый большой столбик ПР). Для него в работе важна самостоятельность и развитие. И вот как его нужно мотивировать:

Ссылка на тест: тыц.

Как не упустить хорошего специалиста?

Мы сами постоянно задаемся этим вопросом и работаем над тестами. Когда находим что-нибудь новенькое, то всегда пробуем на проверенных сотрудниках и обсуждаем, насколько этот тест соответствует реальности.

Бывают и совсем неадекватные тесты. И если бы мы вслепую доверяли машине, то нам никогда не удалось поработать со многими замечательными людьми.

Я решила показать, какой ужас может получиться, и поделиться результатами, которые меня, мягко говоря, удивили. Хорошо, что на самом деле все сотрудники оказались мягкими и пушистыми, а не как в результатах тестов)

Давайте немного поиграем и проверим вашу интуицию) Попробуйте определить по фотографии и должности, у кого какие результаты тестирования.

Результаты собраны в таблицу. В левом столбце – фото, в правом – описание. Все результаты перепутаны! Вам нужно подобрать каждому сотруднику описание его личности. После таблицы вы сможете скачать правильные ответы и понять, насколько у вас развито чутье.

[Все материалы используются с разрешения участников тестирования].

Кристина

Ассистент офиса

В рутине как рыба в воде, а все новое отторгает, как имплантированные органы.

Мария

Маркетолог

Любит прибедняться, чтобы пожалели. Так компенсирует собственную никчемность.

Диана

Менеджер по продажам

Наивный. Не понимает, что происходит вокруг. Последним замечает, что корабль пошел ко дну.

Александра

Менеджер по продажам

Зациклен на прошлом, без конца копается в себе и пытается найти свое место под солнцем.

Роксана

HR-менеджер

Боится критики. Поэтому заранее старается все сделать идеально, и это мешает эффективно работать.

Мария

Тренер

Жестко критикует. Абсолютно глух к чужим эмоциям.

Юлдуз

Копирайтер

Всегда и везде прав, агрессивно реагирует на критику и переводит стрелки.

Юлия

Маркетолог

Боится сболтнуть лишнего, поэтому его не слышно и не видно. Его страх: «Сказанное мной может быть использовано против меня».

Алсу

Ассистент отдела сопровождения

Не хватает уверенности в себе, поэтому пытается компенсировать нападками на окружающих.

Адель

Финансовый директор

Делает поверхностные выводы и с пеной у рта готов доказывать свою правоту.

А теперь посмотрите правильные ответы.

Вывод напрашивается один: доверяй, но проверяй!

А вы используете тесты? И какие?

Похожие записи:

Скоро на блоге:

  • Цифры и маркетинг
  • Внешний вид продавца
  • Внедрение изменений
Подписывайтесь на рассылку блога, чтобы ничего не пропустить и чтобы читать скрытые статьи, доступные только для подписчиков!

comments powered by HyperComments